Ногти у гитаристов классической гитары

ЧТО ТАКОЕ ФЛАМЕНКО

ИСТОРИЯ ГИТАРЫ ФЛАМЕНКО

ГИТАРИСТЫ ФЛАМЕНКО

Техника гитары фламенко не представляет некоего обособленного феномена по сравнению с техникой классической гитары. Более того, гитаристы фламенко постоянно заимствовали достижения ведущих гитаристов-классиков своего времени. Например, гитарист 1-й половины ХХ-го века Луис Маравилья и гениальный Рамон Монтойя обладали высочайшей культурой звукоизвлечения, богатейшим техническим арсеналом, удивительным мелодизмом импровизаций. Этого они достигли во многом благодаря обучению у Мигеля Льобета (1878-1938) - лучшего ученика Фрапсиско Тарреги.

Если проанализировать более ранний период истории испанской гитары, то окажется, что самое начало расцвета техники гитары фламенко пришлось на период устойчивого общеиспанского подьема классического гитарного искусства. В это время всей Европе были известны имена таких испанских гитаристов и педагогов, как Федерико Моретти (1780-1838), Фернандо Сор (1778-1839), Дионисио Агуадо (1784-1849), выпустившие в свет печатные труды, посвященные обучению игре па гитаре. Конечно, их творчество не могло остаться незамеченным в среде гитаристов фламенко. Одним из доказательств тому может послужить, например, нотная запись сольной гитарной пьесы на темы малагеньи, сочиненной известнейшим гитаристом фламенко из Гранады Франсиско «Эль Мурсиано». Мелодия этого произведения полностью построена на классической гитарной технике того времени; га ней вы не увидите специфических «фламенковых» приемов игры!

Главной заслугой народных андалусских гитаристов стало создание множества мелодических вариаций на темы народных песен фламенко, филигранная отделка и доведение до совершенства музыкальной формы различных жанров фламенко.

Золотая эпоха фламенко совпала по времени с жизнью величайшего гитариста Франсиско Тарреги (1852-1909), чья техника и методика преподавания была впоследствии изложена в пятитомном труде его ученика Эмилио Пухоля (1886-1980). Влияние школы Тарреги на технику гитаристов фламенко несомненно. Если не рассматривать такие типично «фламенкоиые» приемы игры, как расгеадо, пульгар (техника большого пальца), то особенности остальной техники звукоизвлечения полностью соответствуют «Школе игры...» Э. Пухоля, т.е., прямо следуют указаниям Тарреги.

На протяжении всей истории испанской гитары не существовало обособления гитары фламенко от классической гитары. Многие гитаристы фламенко и два века назад и сейчас с удовольствием и мастерски исполняют классический репертуар, а выдающиеся мастера классической гитары не пренебрегают пьесами фламенко. В качестве примера можно привести Андреса Сеговию, который в молодости начинал как гитарист фламенко, и в его архиве сохранилась сделанная им собственноручно нотная запись вариаций на темы солеа, исполненных Пако Лусеной.

Под базовыми приемами техники гитары фламенко будем понимать ряд способов звукоизвлечения, которые использовались в течение периода становления гитарного мастерства. Это: период практически совпадает с «золотой эпохой» фламенко. Конечно, чтобы играть на современном профессиональном уровне, этих приемов недостаточно, по надо понимать, что почти вся сложная современная техника, за исключением тремоло, является результатом длительного развития именно этих базовых приемов. По крайней мере, большинство гитаристов «золотой эпохи» фламенко (вторая половина XIX века) обладали только этим набором приемов, что не помешало им остаться легендой в истории фламенко.

К базовым приемам гитары фламенко отнесем:

  • простейшие виды расгеадо одним пальцем, и представляющие собой ритмический аккордовый

  • аккомпанемент.

  • технику исполнения одноголосых мелодий большим пальцем правой руки (пульгар),

  • использование легато левой руки (лигадо),

  • простейшие виды арпеджио (арпеадо),

  • чередование указательного и большого пальцев (алыпернадо),

  • постукивания по верхней деке ногтями безымянного или среднего пальцев правой руки (гольпе).

  • исполнение орнаментальных одноголосых пассажей чередованием указательного и среднего

  • пальцев правой руки (пикадо).

Среди вышеназванных приемов есть два, поистине являющиеся фундаментом техники гитары фламенко. Это пульгар и расгеадо. Поэтому в первую очередь будут рассмотрены именно они. Интересно, что эти приемы явились результатом трансформации старинной техники аккомпанемента пению и танцу и практически не связаны с эволюцией техники классической гитары.

Но прежде, чем начать обсуждение отдельных приемов игры, следует сделать несколько общих замечаний, касающихся предварительной подготовки к игре.

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

Гольпеадор

Если вы не обзавелись гитарой фламенко, то следует поставить на верхнюю деку своей гитары специальную тонкую пластину из пластмассы, которая называется гольпеадор (golpeador от термина golpe, означающего удар по деке средним или безымянным пальцем правой руки). Гольпеадор защитит поверхность деки между подставкой и розеткой от ударов копчиками ногтей пальцев правой руки.

Типичная форма гольпеадора показана на рисунке ниже. Некоторые андалусские гитаристы устанавливают дополнительно второй гольпеадор, который располагается так же, как и первый между подставкой и розеткой, но только выше струн. Правда этот гольпеадор довольно редко используется, поэтому что можно обойтись и без пего. Лучше всего делать гольпеадор из прозрачной пластмассы, поскольку в этом случае ваше исполнение классических пьес на этой гитаре не будет отвлекать публику (а я думаю, что большинство желающих изучить стиль фламенко ни в коем случае не должно отказываться от обучения классической гитарной технике).

Подготовка ногтей правой руки

Выбор формы кончиков ногтей правой руки, правила полировки и прочие «хитрости» ничем не отличаются от принятых у гитаристов, играющих на классической шестиструнной гитаре. Пожалуй, наиболее характерное отличие в том, что у гитаристов фламенко ногти на большом пальце и на мизинце правой руки могут быть немного длиннее. Это связано с необходимостью игры пассажей большим пальцем и серий аккордов приемами расгеадо, в которых мизинец играет не последнюю роль. Удлиненный ноготь частично компенсирует малую длину мизинца. Аккомпаниаторы танцу также предпочитают иметь немного более длинные ногти для блестящего и легкого исполнения длительных серий расгеадо.

Традиционная (слева) и современная (справа) поза гитариста фламенко

 Как держать гитару фламенко во время игры

Овладение приемами исполнения на гитаре фламенко следует начать с изучения того, как большинство андалусских музыкантов держат инструмент в процессе игры.

Традиционная поза гитариста фламенко показана на рисунке слева. Гитарист сидит на стуле без подлокотников, с длиной ножек примерно раиной длине ног от колена и ниже. Коленный и тазовый суставы образуют линию, параллельную полу. Обе ступни стоят на полу. Ноги могут быть немного расставлены или соединены вместе. В этом случае корпус гитары будет уравновешен и надежно зафиксирован. Спина должна быть прямой (можно совсем немного наклониться вперед, но ни в коем случае не откидываться назад), плечи горизонтальны. Нижняя часть корпуса опирается на правое бедро, а гриф располагается под углом примерно в 45 градусов к полу. Головка грифа находится на уровне головы. Правое предплечье лежит на верхней части корпуса гитары и прижимает его своим весом.

Следует добиться такого положения, чтобы гитара была уравновешена без помощи левой руки. Гриф гитары должен быть немного отодвинут в сторону от корпуса, чтобы нижняя дека не касалась тела или одежды. Таким образом, колебания корпуса гитары в процессе звучания заглушаются телом или одеждой исполнителя в значительно меньшей степени, чем у гитариста, придерживающегося обычной для классической школы посадки. Добиться ощущения удобства в этой позе непросто, особенно для гитаристов, играющих на классический гитаре.

В конце XX века в среде гитаристов фламенко утвердился и другой тип посадки (на рисунке справа), который ввел в обиход величайший гитарист нашего времени Пако де Лусиа.

Надо сказать, что ряд прекрасных концертных гитаристов фламенко, выступавших ранее с классическим репертуаром, с успехом играют пьесы фламенко, оставаясь при этом верными традиционной позе. К ним, например, относился Мануэль Кано. Знаменитый Сабикас часто использовал особую посадку, являющуюся своеобразной комбинацией «классической» позы и традиционной позы фламенко. Ступню левой ноги он ставил на подставку, нижняя часть корпуса гитары опиралась на правую ногу (как в традиционной позе гитариста фламенко), а верхняя часть корпуса гитары опиралась на левое бедро (как в «классической» позе).

Вышеуказанными вариантами возможные позы гитаристов фламенко не исчерпываются. На старинных гравюрах можно увидеть гитаристов, играющих стоя, при этом иногда опираясь ступней одной ноги о какое-нибудь возвышение. В настоящее время такая манера осталась только у гитаристов латиноамериканских ансамблей.

Сехилья

Сехилья (cejilla) - специальное устройство для зажима струн гитары на одном из ладов, осуществляя повышение тона настройки путем «укорачивания» используемой части грифа гитары. Иногда сехилыо называют capotraste (т.е. устройство для зажима ладов - traste). Именно поэтому название сехильи идентично названию верхнего порожка, роль которого, только в передвижном варианте, она и выполняет.

Подготовка к игре

Главными причинами использования сехильи можно назвать следующие. Если требуется аккомпанемент пению, гитарист с помощью сехильи может легко приспособиться к вокальным особенностям певца. При исполнении сольной гитарной композиции сехилья позволяет гитаристу выбрать такой звуковой диапазон, который наиболее точно отвечает его эмоциональному состоянию. В этом случае, естественно, все аппликатурные особенности исполняемой композиции сохраняются. После достаточно серьезного освоения техники игры на гитаре фламенко и основ импровизации, вы сами убедитесь, насколько по-разному звучит одна и та же инструментальная пьеса при установке сехильи и без нее.

Сехилью следует использовать и в тех случаях, когда в отрабатываемом упражнении или фрагменте пьесы встречаются места, требующие хорошей растяжки пальцев левой руки. В этом случае установка сехильи в районе от 3-й до 5-й позиции позволит «привыкнуть» к аппликатурным особенностям изучаемого фрагмента, и отработка пойдет значительно легче. Затем следует сехилью постепенно передвигать к головке грифа, пока она совсем не понадобится.

Как уже отмечалось, изобретателем сехильи считают цыганского певца, гитариста и танцора из Кадиса Пакирри j;ib Гуанте, родившегося в начале XIX века. Идея этого устройства заключается в использовании принципа, положенного в основу натягивания струн гитары на колки. Фактически, первые варианты конструкции сехильи и представляли собой как-бы вырезанный из головки грифа прямоугольный кусок дерева с одним колком посередине. Этот колок вставляется в коническое отверстие и работает на трении, как и у современных скрипок (этот принцип устройства колкового механизма у гитары фламенко часто использовался даже в начале XX века). Типичная конструкция сехильи представлена на следующем рисунке:

Традиционная конструкция сехильи

Как видно из рисунке один конец небольшого отрезка струны выходит из торца корпуса сехильи, а другой конец прикрепляется к колку, для чего в колке просверливается отверстие, сквозь которое пропускается конец струны и завязывается узлом. Корпус сехильи устанавливается на нужном ладу, а струна пропускается под грифом, обтягивая его поперек, и вместе с колком выносится с другой стороны грифа. Затем колок вставляется в отверстие корпуса сехильи и закручивается, натягивая струну. струна в результате натяжения ее колком обжимает гриф гитары снизу и, тем самым, плотно притягивает корпус сехильи к грифу, а струны гитары автоматически зажимаются корпусом сехильи. Для более плотного зажима на нижнюю поверхность корпуса сехильи наклеивают кожу или плотную резину. В настоящее время используются и иные конструкции сехильи.

В начале исполнения пьесы сехилья может быть установлена на каком-либо ладу и в процессе исполнения данной композиции ее положение на грифе гитары уже не меняют.

В нотах изменение высоты исполнения мелодии при установке сехильи не отражается. Мелодия записывается на ноты в том виде, как если бы она исполнялась без сехильи. Для указания, где устанавливается сехилья, в начале произведения делается соответствующая надпись около ключа. Например, cejilla5 означает, что сехилью надо установить на 5-м ладу и сохранять аппликатурные особенности исполнения, какие были в отсутствии сехильи (с учетом того, что теперь гриф как бы начинается только с 5-го лада).

Добавим, что прием баррэ гитаристы фламенко также часто называют сехилья, а полубаррэ - медиа сехилья (mediocejilla).

РАСГЕАДО И ПУЛЬГАР

К истории происхождения рясгеадо и пульгара

Происхождение приема пульгар, по-видимому, напрямую связано с трансформацией техники звукоизвлечения плектром, роль которого стал играть ноготь большого пальца правой руки. Интересно, что для этого положение кисти правой руки и пальцев не изменились. Это легко можно проверить. Для этого зажмите плектр между большим и указательным пальцами правой руки, как это принято и сейчас, затем поместите кисть руки так, будто вы решили начать исполнять какую-нибудь мелодию на 6-й струне. Расслабьте и немного отодвиньте указательный палец (плектр при этом выпадет). Получившееся положение кисти правой руки и ее пальцев практически полностью соответствует использованию техники пульгар. Далее вы можете в этой позиции начать исполнять задуманную мелодию ногтем большого пальца.

Плектр использовался в двух типах звукоизвлечения - создании одноголосой мелодической линии, и ритмическом аккордовом аккомпанементе пению и танцу. Металлические струны, ввиду сильного натяжения и жесткости, заставляли применять плектр, поскольку ногтевой способ звукоизвлечения или использование подушечек пальцев приводит к их быстрому износу. Переход с металлических струн на жильные дал возможность отказаться от плектра и неизбежно в процессе развития исполнительской техники привел к использованию всех пальцев правой руки.

Скорее всего ранние варианты гитарного сопровождения пению и танцу фламенко представляли собой перемежающиеся фрагменты ритмического аккомпанемента, извлекаемого ударами плектра, и одноголосых мелодических вариаций, или вообще без мелодических вставок. Эта мысль подкрепляется следующим соображением.

На жаргоне артистов фламенко певец именуется кантаор (cantaor - андалусский вариант от испанского cantador - певец, cante - пение), танцор именуется байлаор (bailaor - андалусский вариант от испанского bailador - танцор, baile - танец), а гитарист, исполняющий аккомпанемент, именуется токаор (tocaor - андалусский вариант от испанского tocador - буквально, исполняющий удары, toque - удар).

Аккомпаниаторский («ударный») характер игры аккордовых последовательностей в гитарной партии до сих пор ощущается. Сейчас термин токе используется, по крайней мере, в трех значениях:

  • игра на гитаре фламенко;

  • репертуар или стиль конкретного гитариста;

  • обобщенное название гитарных классической вариантов любых жанров фламенко (особенно с четким ритмом), т.е. каждое токе является жанром фламенко (в других языках нет эквивалента этому термину).

Еще в начале XIX века фламенко считалось чисто народным искусством, искусством бедняков. Гитара же стоила очень дорого и была большинству из них не по карману. Многие исследователи отмечают, что в те времена практически все песни фламенко пелись без инструментального аккомпанемента. Поэтому о сколько-нибудь развитой технике аккомпанемента говорить не приходится. Эпизодическое использование гитары могло быть только в виде ударного ритмического аккомпанемента и очень редко - в виде небольших мелодических вставок, имитирующих в облегченном виде вокальную партию.

Общеизвестно, что аккордовые последовательности можно играть как ударом большим пальцем, так и указательным или средним. Попробовав оба способа, легко убедиться, что в быстром темпе все-таки последовательности аккордов извлекать большим пальцем труднее. По-видимому, в этом и была причина перехода в расгеадо от техники использования большого пальца к технике указательного и остальных пальцев правой руки.

В архаичной манере, исполнялись многие композиции фламенко. Одноголосая мелодия должна играться отчетливо и экспрессивно. Эта манера называлась ранее пунтеадо (punteado). Иногда так именовалась фальсета (развернутая мелодическая вариация), извлекаемая только большим пальцем правой руки. В силу диалектных искажений пунтеадо превратилось в пунтео (punteo). Игра одним большим пальцем иногда еще называется todopulgar.

Происхождение приемов расгеадо очевидно и исторически доказано: они представляли собой способ музыкального ритмического аккомпанемента пению и танцу с помощью плектра.

Наиболее близким к ритмическому аккомпанементу, исполняемому плектром (его можно назвать «плектровое расгеадо»), является расгеадо, извлекаемое одним пальцем правой руки - указательным или средним. Роль плектра в данном случае несет кончик ногтя. В процессе игры кончик ногтя пальца совершает точно такие же удары по струнам, как и плектр, удерживаемый указательным и большим пальцами правой руки.

Скорее всего, в расгеадо большой палец стал использоваться раньше, чем остальные пальцы правой руки, поскольку использование ногтя большого пальца для игры на металлических струнах вполне возможно, так как этот ноготь намного крепче, чем остальные ногти правой руки.

В настоящее время использование большого пальца для аккордового сопровождения сохранилось в виде редких ударов большого пальца сверху вниз (от 6-й к 1-й струне).

Удар большого пальца снизу вверх (от 1-й струны к 6-й) сохранился в приеме, называемом альсапуа. В последнее время обратный удар большого пальца используется в очень эффектном варианте расгеадо триольного типа.

Варианты расгеадо, в которых участвует несколько пальцев правой руки, - это, несомненно, результат поисков новых выразительных средств не одного поколения гитаристов фламенко.

В заключение добавим, что для изучения основных музыкальных особенностей различных жанров фламенко будет достаточно овладения простейшими вариантами расгеадо и техникой большого пальца пульгар. Дополнительно к этому надо уметь извлекать отдельные ноты на первых струнах указательным пальцем правой руки. Кому-то данное утверждение может показаться странным. В действительности суть фламенко кроется не столько в сложной технике, сколько правильном воспроизведении интонации, ритмической пульсации, в строгом соблюдении музыкальных канонов построения мелодий.

Простейшие виды расгеадо

Изучение базовых приемов начнем с техники, практически не используемой при исполнении классического репертуара. Это расгеадо. Как уже отмечалось в параграфе, посвященном истории гитары фламенко, в средние века расгеадо практиковалось повсеместно, хотя в настоящее время осталось в арсенале гитаристов фламенко и латиноамериканских музыкантов.

Термин расгеадо (rasgueado) имеет общи и корень со словами rasgador (раздирающий, рвущий), rasgar (рвать), rasgo (росчерк), и пр. В андалусском диалекте есть еще один вариант названия - rasgueo, который произошел, по-видимому, в результате искажения исходного термина по следующей схеме:

rasgueado - rasgueao - rasgueo

Суть расгеадо заключается в исполнении групп аккордов ударам и кончиков ногтей правой руки по струнам от 6-й струны к первой (удар «вниз») или от 1-й струны к 6-й (удар «вверх»). Строго говоря, исполнение двух и более аккордов подряд посредством удара, а не щипка, можно считать приемом расгеадо, а одиночный удар - простейшим элементом расгеадо.

Рассмотрим наиболее простой виц расгеадо, исполняемый одним указательным пальцем правой руки. Называется такой вариант - секо (seco, что буквально означает «один, без добавлений»). Для облегчения длительного и непрерывного исполнения расгеадо (т.п. rasgueado redondo - непрерывное расгеадо) большом палеи правой руки кончиком опирается на 6-ю струну или на верхнюю деку около 6-й струны (чуть выше ее). Опора большого пальца фиксирует кисть руки, поэтому все удары по струнам становятся одинаковыми но характеру и силе звучания. Стартовая позиция - указательный палеи «свернут» в колечко и ногтем упирается в мякоть ладони в основании большого пальца (слева начальное положение указательного пальца. а справа- конечное):

Одиночный удар указательным пальцем по струнам с «выщелкиванием» его из ладони

Возможен вариант, когда ноготь указательного пальца опирается на первую (иногда вторую) фалангу большого пальца. Этот удар будем называть прямым. Делается этот удар внешней стороной ногтя, как будто вы щелчком или быстрым ударом сбиваете что-нибудь с 6-й струны. Обратный удар осуществляется внутренней стороной ногтя за счет быстрого возврата указательного пальца в стартовую позицию, но при этом удар происходит, как правило, не по всем струнам, а только по трем-четырем верхним струнам аккорда. Главное - начать с нужной басовой ноты при ударе вниз.

Одиночный удар указательным пальцем по струнам с «выщелкиванием» его от большого пальца

Различие положения и формы большого пальца на рис.3-3 и рис.3-4 обьясняется как различием анатомии рук, изображенных на этих рисунках, так и индивидуальным предпочтением гитаристов.

Акцентированный удар может осуществляться указательным пальцем с одновременным движением кисти вниз, помогая указательному пальцу нанести более сильный удар за счет веса кисти руки.

Если внимательно понаблюдать за игрой гитаристов фламенко, то такая «помощь» кисти руки движению пальцев применяется очень часто. Начальное и конечное положение кисти руки при таком ударе показано на следующем рисунке:

Одиночный удар указательным пальцем по струнам с одновременным смещением кисти руки вниз

Приведённые ниже, примеры дают возможность отработать различные варианты простейшего расгеадо, на различных ритмических структурах, что дополнительно позволяет ознакомиться с некоторыми особенностями ритмов наиболее важных жанров фламенко.

Для тренировки каждый пример можно повторять без перерыва сколь угодно долго, поскольку псе примеры представляют собой законченное музыкальное построение. Непрерывное повторение позволяет наработать определенный «автоматизм» и подсознательное усвоение ритмики соответствующего жанра фламенко.

Льямада солеа

Этот пример представляет собой типичную четырехтактовую структуру жанра солеа, именуемую дьямада, и которая часто используется в сольных гитарных вариантах солеи в качестве небольших интермедий для разделения мелодических вариаций.

Обратите внимание на отчетливое исполнение акцентов - поскольку в мелодиях фламенко точное воспроизведение ритмики и особенностей акцентировки является непременным условием профессионального исполнительского стиля.

Алегрия

Есть еще один способ создания акцентированного удара - это одновременный удар вниз (от 6-й к ]-ii струне) указательным и средним пальцами, как будто они представляют собой одно целое, а остальные удары производятся указательным (или средним) пальцем:

Сигирийя

Возможен вариант, когда удар осуществляется одновременно средним и безымянным пальцами. Выбор варианта зависит от анатомических особенностей руки. Например, лучше всего выбирать тот вариант, для которого разница а длине выбранной пары пальцев минимальна.
Приведем вариант чередования ударов щелчком указательного пальца и одновременного удара соелним и безымянным пальцами:

Солеа

Пульгар

Техника игры большим пальцем правой руки называется пульгар (pulgar, что буквально и означает - большой палец). Этот способ звукоизвлечения - наиглавнейший для исполнения мелодической линии в музыке фламенко, ало середины XIX века - у большинства гитаристов фламенко практически и единственный.

Одной из отличительных черт «классического» положения правой руки - это расположение кисти под углом примерно 45 градусов по отношению к предплечью, и, таким образом, пальцы руки (если их вытянуть) расположены перпендикулярно струнам.

При использовании техники большого пальца на гитаре фламенко кисть руки располагается под меньшим углом к предплечью. Запястье поднято вверх также как у «классических» гитаристов. Ладош, развернута таким образом, что ребро ладони и мизинец находятся ниже, чем противоположный край ладони. Указательный и средний пальцы могут слегка опираться на первую струну или на гольпеадор у первой струны, а безымянный палец и мизинец - вытянуты (см. рис. ниже).

Как считает известный гитарист фламенко и педагог Хуан Мартин, этим создастся противовес кисти, а ее стабилизация в неподвижном и расслабленном состоянии облегчается. Движение большого пальца при извлечении отдельных пот в пассаже осуществляется в основном от кистевого сустава и немного от второго (считая от кончика пальца), а первый сустав пальца не сгибается. Дополнительно может участвовать в движении вся кисть правой руки, совершая очень малые резкие повороты (всего несколько градусов) в запястье при каждом ударе, помогая большому пальцу.

Удар по струне происходит сначала скользящим касанием боковой стороны мякоти (callo), и затем краем ногтя (uña) большого пальца, причем движение пальца естественно и представляет собой просто «падение» его па струну с небольшим дополнительным усилием, степень которого зависит от требуемой силы звучания. После удара по струне мякоть большого пальца останавливается наследующей, более высокой струне, то есть, звукоизвлечение осуществляется приемом апояндо, с опорой.

Как советует Хуан Мартин, траектория движения кончика большого пальца должна быть направлена в сторону безымянного пальца и заканчиваться на его середине, если бы он не касался струны. После удара по требуемой струне большой палец продолжает свое движение до опоры па следующую струну.

Особое внимание следует обратить на уход за ногтем большого пальца. Он должен быть тщательно отшлифован, а его длина и ширина должны быть таковы, чтобы он не цеплялся за струну в процессе удара и не ограничивал, тем самым, скорость движения. У некоторых гитаристов крайние суставы большого пальца довольно неподвижны, но это не мешает развитию техники. Выпрямленная форма большого пальца в данном случае не является препятствием, и не стоит «подгонять» свои анатомические особенности под общепринятые нормы исполнения, а надо подыскать соответствующее положение большого пальца, его движение, так, чтобы обеспечить хорошее звучание и легкость исполнения.

Если мелодический пассаж требуется исполнить на нескольких струнах, то при переходе на следующую струну большой палец не должен «тянуться» к этой струне, а привычное положение пальца но отношению к ударяемой струне достигается всего лишь поворотом предплечья в локтевом суставе, при этом кисть руки смещается вниз или вверх.

На рисунке ниже показана техника пульгар для извлечения звука на 5-й струне. Слева на рисунке - начальное положение пальцев правой руки, а справа - конечное. В начальном положении большой палец кончиком мякоти опирается на 5-ю струну, указательный палец - касается 1-й струны, а средний - опирается на гольпеадор. После удара большой палец опирается на 4-ю струну в положении, которое фактически является исходным для извлечения звука из 4-й струны.

 

Извлечение звука приемом пульгар на 5-й струне

На след. рисунке начальное и конечное положение руки совмещены (пунктиром показано начальное положение, а жирной точкой отмечен центр «вращения» большого пальца).

Большинство гитаристов не использует опору указательного и среднего пальцев, или использует эпизодически. В данном параграфе специально уделено внимание такому специфическому варианту, поскольку это сильно отличается от «классической» техники игры.


Источник: http://guitara-class.narod.ru/flamenko_base.htm



Закрыть ... [X]

Ногти у гитаристов классической гитары Накладные ногти - Форум. Гитаризм.ру
Ногти у гитаристов классической гитары Ногти гитариста
Ногти у гитаристов классической гитары 7 народных рецептов от «косточек» на ногах
Ногти у гитаристов классической гитары «Книга самурая. Бусидо» читать
Ногти у гитаристов классической гитары Более 20 лучших идей на тему «Свадебные бутылки» на Pinterest
Ногти у гитаристов классической гитары Болезни ног и их лечение традиционными и нетрадиционными методами
Ногти у гитаристов классической гитары Болит передний верхний зуб опухла губа. Все о зубах
Ногти у гитаристов классической гитары Вросший ноготь на ноге - что делать и как лечить народными
Ногти у гитаристов классической гитары Глубокий поцелуй или в плечо: типы поцелуев и их значение
ДУСЛЫК Ак калфак Демисезонная одежда для детей: куртки против пальто Женский журнал Ищу декоратора-оформителя ВКонтакте Как зажечь семейный очаг на свадьбе? Церемония счастья и Как у детей растут зубы: время и очередность Купить пледы в интернет магазине Массаж и гимнастика для детей 1,5-3 месяцев жизни - У Совенка