Психологические отношения нации

1 чел. помогло.

^
Всякая общность людей, любые отношения между ними воз­никают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется феномен «мы», т.е. пока все люди (или их большин­ство) считают себя принадлежащими к данной нации, иденти­фицируют себя с ней. «Мы» есть не что иное, как отражение в сознании конкретной социальной общности факта объективных условий сосуществования ее представителей.

Для устойчивости феномена «мы» неизбежно должен существовать феномен «они», т.е. другая нация, непохожая, отличающаяся от нас существенно, зримо, выпукло, а потому остающаяся зага­дочной, непонятной и, следовательно, являющаяся источником всяческих неожиданностей, опасностей. Именно осознание того, что есть «они», в свою очередь порождает стремление самоопре­делиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы».

Феномен «они», точно так же, как и феномен «мы», имеет свою реальную основу. Если объективные условия жизни и дея­тельности людей, психологическим отражением которых являют­ся феномены «мы» и «они», совпадут, окажутся одинаковыми, противопоставление одной нации другой рано или поздно угас­нет.

Анализируя идею Л. Фейербаха о замене категории «я» как субъекта познания на категорию «я и ты», Б. Ф. Поршнев пришел к выводу, что социальная психология становится наукой лишь тогда, когда на место исходного психологического явления ста­вится не «я и ты», а «мы и они», а на место отношений двух личностей — отношение двух общностей.

Тем не менее «мы» всегда наделяли себя большим количеством достоинств, чем «их». Люди склонны переоценивать достоинства «своей» нации и, наоборот, преуменьшать сильные стороны дру­гих. Что же касается психологические недостатков, то здесь все наоборот. Известная пословица о том, что «в чужом глазу видна и соринка, а в своем и бревна не заметишь», как раз наглядно характеризует эту законо­мерность.

«Наши» идеи, взгляды, чувства, поведение более правильны, более справедливы, чем «их». При этом речь идет не о реальном сравнении, т.е. не о том, что лучше, если исходить из здравого смысла и житейской логики. Такого сопоставления простой чело­век обычно не делает. «Чужое» кажется «плохим» не потому, что оно по каким-то причинам хуже своего, а потому, что оно «чу­жое».

Принадлежность к какой-то группе, осознание ее — один из самых древних примеров проявления общественного сознания людей. На заре человеческой истории сложились объединения, ставшие прообразом будущих этносов, — роды. Чувства родовой общности, принадлежности к определенному роду — это самые простые и в то же время очень глубинные человеческие чувства. Именно в отношениях между родами впервые возникли оценки «мы—они», именно в ту самобытную эпоху закладывались ус­тойчивые взгляды на характер отношений между будущими на­циями.

В XX в. специальные исследования показали, что индивиду свой­ственно оценивать группу, к которой он принадлежит, позитив­но. Этот феномен получил название ингруппового фаворитизма.

Ингрупповой фаворитизм так же, как и обратная его сторона, аутгрупповая враждебность, является следствием особенностей со­циальной жизни в обществе.

Функцию межгрупповой дифференциации (деления на «мы» и «они») выполняют атрибутивные процессы, проявляющиеся в ходе познания людьми друг друга. Под атрибуцией в широком смысле слова обычно понимается приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в ходе непосредственного восприятия. Необходи­мость атрибуции обусловлена тем, что информация, получаемая в процессе наблюдения и познания, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в дополнительном «достраивании».

На уровне межгрупповых отношений проявляются два основных вида атрибутивных процессов.

Первый — это каузальная атрибуция, представляющая собой интерпретацию человеком в процессе межличностного восприя­тия причин поведения и мотивов деятельности других людей в зависимости от их групповой принадлежности. Исследование кау­зальной атрибуции показало:


  • люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений и стремятся выяснить причины их поведения;

  • поскольку информация, получаемая в процессе наблюде­ния, обычно недостаточна для надежных выводов о других людях, наблюдатель находит вероятные причины их поведения и приписывает их им;

  • такая причинная интерпретация существенно влияет на дей­ствия и поступки самого наблюдателя, на его отношения к другим людям [212.-39-40].

Вторым атрибутивным процессом является стереотипизация, под которой понимается приписывание другим людям качеств, обусловленных их групповой принадлежностью.

В этом случае достраивается образ наблюдаемых людей, субъек­тивно дополняются или дописываются их личностные черты и характеристики.

Стереотипизация вместе с тем — это упрощенное, схематизи­рованное, иногда близкое к истинному, иногда искаженное представление о других людях. Ее основное назначение — максимизи­ровать воспринимаемые различия между группами и минимизи­ровать различия между членами одной и той же группы (независимо от того, своя она или чужая).

Восприятие людей других групп зависит также от того, как мы их классифицируем.

Подобно тому, как восприятие отдельных предметов или со­бытий со сходными чертами позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их демографическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.п.).

Это становится возможным благодаря феномену социальной категоризации, которая представляет собой:

а) когнитивную организацию и систематизацию результатов восприятия людей других общностей, обусловленную социально-психологическими закономерностями оценки реальной действи­тельности;

б) способ классификации других общностей и систему ориен­тации, помогающую представителю конкретной группы определить свое место по отношению к ним.

Понятие социальной категоризации широко применяется в те­ориях общественных отношений, которые изучают отражение в сознании членов различных групп системы свойственных для них межгрупповых диспозиций.

Суть категоризации состоит в обеспечении индивидов системой ориентации в окружающем мире, определении их места в обществе: информация о других людях или группах, полученная органами чувств, соотносится с конкретными категориями или понятиями, после чего она становится предметной. «Сырой» ма­териал всего увиденного и услышанного обретает свои контуры благодаря подведению под другую категорию. Например, в нашем случае «они чужие, значит, плохие».

Функционирование феноменов «мы» и «они» есть результат про­явления не только атрибутивных процессов, но и феномена пси­хологической защиты нации. Психологическая защитасовокуп­ность проявления бессознательных и сознательных, регулируемых спон­танно механизмов устранения из национального сознания состояний тревоги и напряженности, неприятных, травмирующих пережива­ний, эмоций и чувств, а также любого внутреннего дискомфорта, связанного с общением и взаимодействием с представителями дру­гих наций.

Психологическая защита может действовать спонтанно (нео­сознанно), а может использоваться специально (осознанно) в чьих-либо интересах. Например, во время и после трагических событий 1994— 1996 гг. в Чечне на страницах отечественной печа­ти и на экранах телевизоров стали появляться материалы, в кото­рых высказывалось мнение о давнем «враждебном отношении» чеченцев к русским. Из глубин истории стали извлекаться соот­ветствующие примеры и факты. С помощью средств массовой ин­формации официальные власти пытались таким образом снять у представителей русского и других народов нашей страны излишнее дискомфортное напряжение, связанное с современными событи­ями в Чечне.

Психологическая защита осуществляется в различных формах. Одна из них, носящая название противоположной реакции, пред­ставляет собой процесс формирования негативного отношения к представителям той или иной нации на основе первичного бес­сознательного, эмоционального отвержения какой-либо идеи, которая кажется неприемлемой, больно затрагивающей самолю­бие, но при бесстрастном рациональном восприятии не должна была бы отбрасываться. В результате противоположной реакции нередко формируются отношения представителей того или иного народа, полностью противоположные вытесненным в бессозна­тельное и вызывающие взаимный дискомфорт. Так, в сознании наших людей сформировалось мнение, что с чеченским сепара­тизмом можно покончить только военными средствами.

Другая форма психологической защиты, получившая название психологического вытеснения, состоит в активном неосознанном устранении из сферы сознательного представителей тех или иных наций и переводе в область бессознательного неприемлемых для них мыслей, воспоминаний, переживаний. Такой перевод позво­ляет как бы обойти, избежать или локализовать конфликт между сознательным и бессознательным, вызванный какими-либо ра­нее имевшими место фактами национального унижения или ос­корбления. При ослаблении действия этого механизма в психике представителя конкретной нации все, что подверглось вытесне­нию из сферы бессознательного, способно прорываться в область сознательного в форме резкого изменения отношения к чему-то, кому-то на противоположное.

То, что разрушает или деформирует национальное самосозна­ние, вытесняется, и это сохраняет социальную общность от раз­рушительных социальных потрясений, конфликтов и эмоциональ­ных переживаний.

Например, в сознании американцев нередко вытесняется тот факт, что англичане внесли особый вклад в освоение и развитие Америки. Это вытеснение стало всеобщим в период англо-амери­канской войны 1814—1816 гг., а также в другие периоды обостре­ния отношений между США и Англией.

Всегда наблюдается закономерность: в период обострения от­ношений между нациями, народностями из общественного со­знания вытесняются положительные чувства, мысли, ценности, переживания, события и, наоборот, усиливаются негативные на­строения и установки.

Нужно принимать во внимание и проявление такой формы за­щиты нации, как психологический смысловой барьер. Психологичес­кий смысловой барьер представляет собой взаимное непонима­ние, возникающее между людьми и вызываемое тем, что одно и то же явление имеет для них различное смысловое значение и неоднозначное толкование в силу принадлежности к разным на­циональным культурам.

Например, в некоторых восточных странах принято снимать обувь перед входом в жилище. В европейских же государствах, на­оборот, гостя пропускают в дом в обуви. То же самое относится и к жестам. Движения головой, плечами, руками, походка, взгляд в однотипных ситуациях у разных народов означают не одно и то же. В связи с этим в новой национальной среде человек может по­пасть в неловкое положение.

Так, для испанца прикосновение собеседника к мочке уха - оскорбление. Для грека таким же оскорблением будет поднятая рука с открытой ладонью в его сторону. Говоря «да», грек, турок, болгарин будут поворачивать голову вправо и влево, что для боль­шинства европейцев означает «нет». Африканцы и азиаты считают на пальцах не так, как это делают в Париже и Вашингтоне. Япо­нец начинает с открытой руки, загибает большой палец на счет «один», указательный — на счет «два» и т.д.; когда все пальцы загнуты, начинается обратный процесс — отогнутый мизинец – «один», безымянный палец — «два».

Или другой жест, имеющий различные толкования: большой и указательный пальцы сложены в виде кольца. Для американца – это «о'кей», для жителей французского Средиземноморья – «ноль» или «ничто», для тунисца — «я тебя убью», для японца – «деньги».

Указательный палец, приложенный к виску, выражает глупость во Франции, ум – в Голландии. С точки зрения итальянца из Флоренции, палец у века — проявление доброжелательности, а для испанца этот жест означает недоверие; француз же посчита­ет, что его принимают за лжеца [279. — С. 206 — 208].

Таким образом, каждый народ и его культура уникальны, и есть элементы несовпадений, различий, которые при их взаимо­действии на уровне непосредственного общения могут выступать как смысловые барьеры.

Существует и такая форма психологической защиты, как пси­хологическая проекция. Психологическая проекция заключающаяся в сознательном или бессознательном перенесении представителя­ми той или иной нации собственных свойств, состояний, пере­живаний на других людей. Проекция может быть творческой, со­зидательной. А может она быть и деструктивной, принимая вид или бессознательной попытки в критической ситуации найти козла отпущения, или интерпретации ситуаций, событий с переносом на них собственных чувств, собственного опыта, или бессозна­тельного приписывания представителям других наций собствен­ных морально не одобряемых, нежелательных мыслей, чувств, действий.

Проекция может проявляться и в виде бессознательных попы­ток представителей той или иной нации избавиться от навязчи­вой идеи, внутреннего морального конфликта путем обвинения представителей других этнических общностей в каких-то грехах. Экспериментальные исследования показывают, что если какая-то группа людей, состоящая из большинства представителей од­ной нации и меньшинства представителей других наций, попадает в сложную, критическую, неопределенную, изматывающую ситуацию, из которой можно выйти путем собственной активнос­ти, но это не удается, то бессознательно поиск виновных неред­ко идет по пути обвинения национального меньшинства [279. — С. 200].

Иногда психологическая проекция проявляется во взаимных претензиях, обвинениях. И далеко не всегда эти взаимные упреки представителей разных народов служат интересам общего дела.

Нередко единственным основанием для них служит стремление людей найти выход своей раздражительности, своим обидам. По­добные реакции в целом совпадают с общечеловеческими механизмами снятия психического напряжения.


Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-99041.html?page=13



Закрыть ... [X]

Психологические отношения нации Психологические тесты - точность гарантирована /
Психологические отношения нации Психологические предпосылки целостности нации
Психологические отношения нации Тесты. Психологические тесты онлайн. Пройдите
Психологические отношения нации Психологические особенности испанской нации
Психологические отношения нации Тест (обществознание, 10 класс) по теме: Нации
Психологические отношения нации Психологическая основа нации
Психологические отношения нации Азербайджано-белорусские отношения Википедия
Психологические отношения нации Аллергическая сыпь на груди - Аллергия
Психологические отношения нации Антибиотики после удаления зуба : инструкция по применению
Аппараты Дарсонваль - купить в Москве, цена от 2400 руб ГОСТ Единая система конструкторской КОНТАГИОЗНЫЙ МОЛЛЮСЕТЕЙ Как сделать французский маникюр 5 удивительных техник Когда и какие антибиотики принимать после удаления зуба Кухни зеленые. 36 фото